10.10.2018

Сведение трэков по тональности

Прежде чем говорить о сведении трэков и правильном подборе трэков друг к другу, давайте немного поговорим о музыкальной теории.

Все помнят названия семи нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. На рисунке вы видите клавиатуру фортепиано, наши семь нот – это белые клавиши.

Черные клавиши – это производные от основных нот. Называются ноты на черных клавишах так же, как и белые, только к названию нужно добавить диез или бемоль. Что такое диез и бемоль? Всего на рисунке мы видим 12 клавиш – 7 белых и 5 черных. Это 12 ступеней. Каждая ступень, то есть расстояние между двумя ближайшими клавишами – это полутон. Диез – это повышение основной ступени на полутон, бемоль – понижение. То есть черная клавиша между нотами до и ре – это нота до-диез или ре-бемоль.

Диез также обозначается таким знаком - #, а бемоль таким - ♭.

Давайте условимся, что дальше в этой статье для обозначения черных клавиш мы будем использовать диезы. Подпишем название всех двенадцати ступеней.

В музыке существует такое понятие как лад. Бывает мажорный лад и минорный лад. Мажор – это веселый, радостный и торжественный лад, а минор – грустный, спокойный, мягкий. Лад состоит из 7 определенных нот (точнее из восьми, но восьмая нота повторяет первую).

Первая нота лада называется тоникой. Остальные ступени лада строятся от тоники по определенным формулам:

Мажорный лад: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон

Минорный лад: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон

Давайте, используя формулу, построим мажорный лад от ноты до. Получились ноты: до, ре, ми, фа, соль, ля, си (только белые клавиши).



Теперь давайте построим минорный лад от ноты до. Получились ноты: до, ре, ре-диез, фа, соль, соль-диез, ля-диез.

Только что мы определили ноты двух тональностей до мажор и до минор. То есть тональность произведения – это тоника плюс лад.

Короче говоря, каждая тональность из 12 последовательных нот выбирает 7 таких нот, которые будут хорошо и гармонично звучать друг с другом.

Поскольку у нас есть 12 ступеней и от каждой из них можно построить мажорный или минорный лад, у нас получится 12 мажорных и 12 минорных тональностей. В каждой тональности - свой набор нот. Замечу, что электронная танцевальная музыка в основном написана в минорных тональностях, хотя мажорные тоже встречаются.

Теперь, когда мы знаем, сколько у нас тональностей и в чем состоит их суть, мы можем говорить о подборе трэков друг к другу по тональности. По-английски это называется harmonic mixing, то есть гармоническое сведение.

При наложении мелодических частей двух трэков тональности могут конфликтовать, тогда звучание будет диссонировать. Если же тональности подходят друг к другу, то одновременно два трэка будут звучать хорошо и гармонично.

Так какие тональности подходят друг к другу, а какие нет?

Представим, что у нас есть трэк в тональности до минор. Его хорошо сводить с трэками:

1. В той же тональности, то есть в до миноре. Трэки в одной тональности будут звучать вместе хорошо, потому что их мелодические элементы составлены из одного и того же набора нот.

2. В параллельной тональности. Для каждой мажорной тональности есть параллельная минорная тональность и наоборот. Лады параллельных тональностей отличаются, но набор нот у них одинаковый. Тоника параллельной тональности для минора находится на три ступени вверх, а для мажора на три ступени вниз. То есть для до минора параллельной тональностью будет ре-диез мажор.

3. В тональности того же лада, тоника которой расположена на пять ступеней вверх. Для до минора это будет фа минор. Набор нот в тональности фа минор отличается от набора нот в до миноре всего одной нотой. Поэтому трэки также будут хорошо звучать вместе.

4. В тональности того же лада, тоника которой расположена на 7 ступеней вверх. Для до минора это будет соль минор. Ноты этой тональности также отличаются от до минора только на 1 ноту.

С трэками в других тональностях наш трэк будет диссонировать, поскольку разных нот будет больше одной.

Подобным образом можно подобрать подходящие трэки для любой другой тональности.

Совместимость тональностей можно представить в виде таблицы:

Мажорные тональности
Тональность трэка Параллельная тональность 5 ступеней вверх 7 ступеней вверх
До мажор Ля минор Фа мажор Соль мажор
До-диез мажор Ля-диез минор Фа-диез мажор Соль-диез мажор
Ре мажор Си минор Соль мажор Ля мажор
Ре диез мажор До минор Соль-диез мажор Си-бемоль мажор
Ми мажор До-диез минор Ля мажор Си мажор
Фа мажор Ре минор Си-бемоль мажор До мажор
Фа-диез мажор Ре-диез минор Си мажор До-диез мажор
Соль мажор Ми минор До мажор Ре мажор
Соль-диез мажор Фа минор До-диез мажор Ре-диез мажор
Ля мажор Фа-диез минор Ре мажор Ми мажор
Си-бемоль мажор Соль минор Ре-диез мажор Фа мажор
Соль мажор Соль-диез минор Ми мажор Фа-диез мажор

Минорные тональности
Тональность трэка Параллельная тональность 5 ступеней вверх 7 ступеней вверх
До минор Ре-диез мажор Фа минор Соль минор
До-диез минор Ми мажор Фа-диез минор Соль-диез минор
Ре минор Фа мажор Соль минор Ля минор
Ре-диез минор Фа-диез мажор Соль-диез минор Ля-диез минор
Ми минор Соль мажор Ля минор Си минор
Фа минор Соль-диез мажор Ля-диез минор До минор
Фа-диез минор Ля мажор Си минор До-диез минор
Соль минор Си-бемоль мажор До минор Ре минор
Соль-диез минор Си мажор До-диез минор Ре-диез минор
Ля минор До мажор Ре минор Ми минор
Ля-диез минор До-диез мажор Ре-диез минор Фа минор
Си минор Ре мажор Ми минор Фа-диез минор

Таким образом, зная тональности, мы можем подбирать трэки друг к другу правильно и сводить гармонично.

Для удобства поиска родственных тональностей (в нашем случае это те тональности, которые подходят друг к другу для сведения) в музыке используется кварто-квинтовый круг.

Мажорные тональности показаны на внешнем круге, минорные - на внутреннем. При этом тональности расположены в определенном порядке. Те тональности, которые отличаются на одну ноту, стоят рядом друг с другом, а параллельные мажорная и минорная тональности стоят друг напротив друга.

Возьмем тональность до мажор. Рядом с ней в том же круге мы видим фа мажор и соль мажор, а напротив нее на внутреннем круге стоит ля минор. Это и есть подходящие до мажору тональности из нашей таблицы. Отлично, значит таблицы тональностей нам не нужны, для определения подходящих тональностей мы будем пользоваться кварто-квинтовым кругом, это гораздо удобнее.


Как же определить тональность трэка? Люди с абсолютном слухом могут определить тональность на слух, но таких людей мало. Люди с хорошим слухом раньше определяли тональность при помощи фортепиано, играя ноты одновременно с мелодией трэка и пытаясь услышать наиболее гармоничное звучание. Теперь же для этих целей разработаны специальные компьютерные программы, которые могут проанализировать файл и определить тональность трэка.

О том, как пользоваться лучшей из таких программ, читайте статью определение тональности при помощи программы Mixed in key.


Дальше →