Сведение трэков по тональности
Прежде чем говорить о сведении трэков и правильном подборе трэков друг к другу, давайте немного поговорим о музыкальной теории.
Все помнят названия семи нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. На рисунке вы видите клавиатуру фортепиано, наши семь нот – это белые клавиши.

Черные клавиши – это производные от основных нот. Называются ноты на черных клавишах так же, как и белые, только к названию нужно добавить диез или бемоль. Что такое диез и бемоль? Всего на рисунке мы видим 12 клавиш – 7 белых и 5 черных. Это 12 ступеней. Каждая ступень, то есть расстояние между двумя ближайшими клавишами – это полутон. Диез – это повышение основной ступени на полутон, бемоль – понижение. То есть черная клавиша между нотами до и ре – это нота до-диез или ре-бемоль.
Диез также обозначается таким знаком - #, а бемоль таким - ♭.
Давайте условимся, что дальше в этой статье для обозначения черных клавиш мы будем использовать диезы. Подпишем название всех двенадцати ступеней.

В музыке существует такое понятие как лад. Бывает мажорный лад и минорный лад. Мажор – это веселый, радостный и торжественный лад, а минор – грустный, спокойный, мягкий. Лад состоит из 7 определенных нот (точнее из восьми, но восьмая нота повторяет первую).
Первая нота лада называется тоникой. Остальные ступени лада строятся от тоники по определенным формулам:
Мажорный лад: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон
Минорный лад: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон
Давайте, используя формулу, построим мажорный лад от ноты до. Получились ноты: до, ре, ми, фа, соль, ля, си (только белые клавиши).

Теперь давайте построим минорный лад от ноты до. Получились ноты: до, ре, ре-диез, фа, соль, соль-диез, ля-диез.

Только что мы определили ноты двух тональностей до мажор и до минор. То есть тональность произведения – это тоника плюс лад.
Короче говоря, каждая тональность из 12 последовательных нот выбирает 7 таких нот, которые будут хорошо и гармонично звучать друг с другом.
Поскольку у нас есть 12 ступеней и от каждой из них можно построить мажорный или минорный лад, у нас получится 12 мажорных и 12 минорных тональностей. В каждой тональности - свой набор нот. Замечу, что электронная танцевальная музыка в основном написана в минорных тональностях, хотя мажорные тоже встречаются.
Теперь, когда мы знаем, сколько у нас тональностей и в чем состоит их суть, мы можем говорить о подборе трэков друг к другу по тональности. По-английски это называется harmonic mixing, то есть гармоническое сведение.
При наложении мелодических частей двух трэков тональности могут конфликтовать, тогда звучание будет диссонировать. Если же тональности подходят друг к другу, то одновременно два трэка будут звучать хорошо и гармонично.
Так какие тональности подходят друг к другу, а какие нет?
Представим, что у нас есть трэк в тональности до минор. Его хорошо сводить с трэками:
1. В той же тональности, то есть в до миноре. Трэки в одной тональности будут звучать вместе хорошо, потому что их мелодические элементы составлены из одного и того же набора нот.
2. В параллельной тональности. Для каждой мажорной тональности есть параллельная минорная тональность и наоборот. Лады параллельных тональностей отличаются, но набор нот у них одинаковый. Тоника параллельной тональности для минора находится на три ступени вверх, а для мажора на три ступени вниз. То есть для до минора параллельной тональностью будет ре-диез мажор.
3. В тональности того же лада, тоника которой расположена на пять ступеней вверх. Для до минора это будет фа минор. Набор нот в тональности фа минор отличается от набора нот в до миноре всего одной нотой. Поэтому трэки также будут хорошо звучать вместе.
4. В тональности того же лада, тоника которой расположена на 7 ступеней вверх. Для до минора это будет соль минор. Ноты этой тональности также отличаются от до минора только на 1 ноту.
С трэками в других тональностях наш трэк будет диссонировать, поскольку разных нот будет больше одной.
Подобным образом можно подобрать подходящие трэки для любой другой тональности.
Совместимость тональностей можно представить в виде таблицы:
Мажорные тональности
Тональность трэка | Параллельная тональность | 5 ступеней вверх | 7 ступеней вверх |
---|---|---|---|
До мажор | Ля минор | Фа мажор | Соль мажор |
До-диез мажор | Ля-диез минор | Фа-диез мажор | Соль-диез мажор |
Ре мажор | Си минор | Соль мажор | Ля мажор |
Ре диез мажор | До минор | Соль-диез мажор | Си-бемоль мажор |
Ми мажор | До-диез минор | Ля мажор | Си мажор |
Фа мажор | Ре минор | Си-бемоль мажор | До мажор |
Фа-диез мажор | Ре-диез минор | Си мажор | До-диез мажор |
Соль мажор | Ми минор | До мажор | Ре мажор |
Соль-диез мажор | Фа минор | До-диез мажор | Ре-диез мажор |
Ля мажор | Фа-диез минор | Ре мажор | Ми мажор |
Си-бемоль мажор | Соль минор | Ре-диез мажор | Фа мажор |
Соль мажор | Соль-диез минор | Ми мажор | Фа-диез мажор |
Минорные тональности
Тональность трэка | Параллельная тональность | 5 ступеней вверх | 7 ступеней вверх |
---|---|---|---|
До минор | Ре-диез мажор | Фа минор | Соль минор |
До-диез минор | Ми мажор | Фа-диез минор | Соль-диез минор |
Ре минор | Фа мажор | Соль минор | Ля минор |
Ре-диез минор | Фа-диез мажор | Соль-диез минор | Ля-диез минор |
Ми минор | Соль мажор | Ля минор | Си минор |
Фа минор | Соль-диез мажор | Ля-диез минор | До минор |
Фа-диез минор | Ля мажор | Си минор | До-диез минор |
Соль минор | Си-бемоль мажор | До минор | Ре минор |
Соль-диез минор | Си мажор | До-диез минор | Ре-диез минор |
Ля минор | До мажор | Ре минор | Ми минор |
Ля-диез минор | До-диез мажор | Ре-диез минор | Фа минор |
Си минор | Ре мажор | Ми минор | Фа-диез минор |
Таким образом, зная тональности, мы можем подбирать трэки друг к другу правильно и сводить гармонично.
Для удобства поиска родственных тональностей (в нашем случае это те тональности, которые подходят друг к другу для сведения) в музыке используется кварто-квинтовый круг.
Мажорные тональности показаны на внешнем круге, минорные - на внутреннем. При этом тональности расположены в определенном порядке. Те тональности, которые отличаются на одну ноту, стоят рядом друг с другом, а параллельные мажорная и минорная тональности стоят друг напротив друга.

Возьмем тональность до мажор. Рядом с ней в том же круге мы видим фа мажор и соль мажор, а напротив нее на внутреннем круге стоит ля минор. Это и есть подходящие до мажору тональности из нашей таблицы. Отлично, значит таблицы тональностей нам не нужны, для определения подходящих тональностей мы будем пользоваться кварто-квинтовым кругом, это гораздо удобнее.
Как же определить тональность трэка? Люди с абсолютном слухом могут определить тональность на слух, но таких людей мало. Люди с хорошим слухом раньше определяли тональность при помощи фортепиано, играя ноты одновременно с мелодией трэка и пытаясь услышать наиболее гармоничное звучание. Теперь же для этих целей разработаны специальные компьютерные программы, которые могут проанализировать файл и определить тональность трэка.
О том, как пользоваться лучшей из таких программ, читайте статью определение тональности при помощи программы Mixed in key.